Традиция заговаривания в болгарской народной медицине.
На протяжении многих тысячелетий существования человека его постоянным спутником были болезни. Человек пробовал бороться с ними хоть какими доступными ему методами, частенько сочетая добытые опытным методом знания о благотворном влиянии травок с верой в волшебную силу определенных действий, предметов и слов. Таковым образом равномерно сформировалась стройная и богатая система волшебных обрядов, направленных на исцеление человека от разных болезней.
Обрядовое исцеление с применением заговоров было обширно распространено практически у всех народов мира, причем у многих из них оно сохранилось вплоть до сегодняшних дней. Заговор как элемент народной волшебной медицины можно найти в более архаичных пластах первобытной культуры. Они были найдены в старых клинописных табличках из Месопотамии (4-3 тысячелетие до н. Э.). Обширное распространение заговорная традиция имела и в старом Египте, о чем свидетельствуют бессчетные тексты папирусов, а также надписи на гробницах и стелах. В качестве примера можно привести слова из папируса Эберса – более старой медицинской энциклопедии: «Всесильны волшебные предписания, действующие вместе с лекарствами, и напротив, необыкновенную силу получают лекарства, когда их прием сопровождают волшебные предписания».
Врачеватели старой Греции также разглядывают заговор как обязательный элемент исцеления больного. Так, Платон в диалоге «Хармид», описывая исцеление головной боли при помощи лекарственных травок, показывает, что оно является действующим лишь в том случае, если сопровождается произнесением определенного заговора.
Волшебная практика исцеления была знакома и старым славянам, в том числе болгарам. Сохранились бессчетные свидетельства того, что обрядовое исцеление с применением заговоров было активно практикуемой формой целительства в Болгарии в средние века. Данный факт отмечен, к примеру, в Симеоновом сборнике (1073 г.) А в Синоднике царя Борила упоминаются лица, которые занимаются «обаанием, влъхвованием и чародеянием». Их деятельность осуждается официальной христианской церковью. Так, поп Еремия (X-XI вв.), Который занимался исцелением людей и, по преданию, сделал многие чудеса, был осужден как чародей, вступивший в сговор с сатаной. В антибогомильской литературе упоминаются и остальные доктора, использовавшие в собственной практике заговоры – Василий по прозвищу Врач, Симон, которого называют «волхвом» и «первым еретиком», Ликопетр и др. Пресвитер Козьма подвергает их резкому осуждению: «…затова, о христолюбци, дори да видите еретик, че изгонва бесове, че лекува слепи либо възкресява мъртви, не вярвайте… почитат своето учение и баят някакви басми, както ги учи да бръщтолевят техният учител-дявола» («Поэтому, о христолюбцы, если вы видите, что еретик изгоняет бесов, что лечит слепых либо воскрешает мертвых, не верьте… почитают свое учение и произносят какие-то нелепицы, как их учит нести чепуху их учитель-дьявол»